Этика отношений в работе с родителями
Каждое слово педагога должно быть выверено с точки зрения воспитательных последствий. Есть непреложные законы этики отношений «учитель – родители».
Часто мы своей категоричностью и нетерпимостью провоцируем родителей на конфликт. Если ни родители, ни учитель не хотят увидеть в этом своей вины, конфликт становится затяжным. Случается, что родители в результате беседы сознают свою неправоту или готовы пойти на компромисс.
В ходе общения с родителями важно добиваться создания атмосферы взаимного доверия, психологического комфорта. Нужно уметь слушать, уметь расположить к себе отцов и матерей.
Безусловно, всегда легче работать с семьёй, где родители охотно идут на контакт с учителем. А как быть с неблагополучными семьями?
Окружают ученика вниманием и заботой, дают почувствовать радость общения с детьми в коллективе, помогают пережить радость успеха. Словом, повышают социальную роль ученика в общении с одноклассниками, играх, учебной деятельности.
Но не надо отгораживаться от родителей из неблагополучных семей. Необходимо попытаться заставить и таких родителей задуматься над тем, что от них зависит будущее их детей.
Наверное, навсегда ушло то время, когда учитель был для семьи единственным источником научных знаний о воспитании детей, когда только он мог дать родителям добрый совет, как им поступить, если ребёнок плохо учиться, и только он мог помочь родителям понять детей, их образ мышления, научиться разбираться в мотивах их поступков. Сегодня многое из этого можно найти в газетах и журналах, книгах, Интернете по проблемам воспитания. Но всё же никакая книга или журнальная статья не могут оказать конкретную практическую помощь родителям ученика, придать стройность и построить логическую взаимосвязь причин и следствий того или иного педагогического явления.
Например, психологические и физиологические особенности детей младшего и среднего школьного возраста таковы, что они требуют постоянного взаимодействия учителей и родителей.
Непосредственный, прямой контакт родителей с учителем неоценим, классные родительские собрания не дают нужного эффекта по нескольким причинам.
Во – первых, потому что родителей, присутствующих на собрании, как правило, не меньше 10 – 12 человек. Просто невозможно поговорить с каждым из родителей индивидуально, ответить на интересующие их вопросы.
Во – вторых, каждая семья воспитывает ребёнка в специфических, особых условиях, как говорят, на «своей территории». Значит, в каждом отдельном случае необходимо искать новые, эффективные подходы в работе с семьёй, отвечающие потребностям родителей.
В то же время в работе с родителями существует несколько запретов, нарушение которых должно рассматриваться как нарушение педагогической этики.
Первый запрет – это запрет на установление таких отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют ситуации, когда учитель идёт за родителями, а не выступает ведущим. Отношения педагога с родителями должны носить преимущественно деловой характер.
Третий запрет – запрет на оценку личности ребёнка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребёнка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т.п.
- Правила и принципы конструктивного взаимодействия педагогов с семьями учащихся
- Формы психолого-педагогического просвещения родителей
- Основные направления сотрудничества школы и семьи
- Повышение психолого-педагогической компетентности родителей
- Назначение и задачи классного руководителя
- Основные направления анализа воспитательного процесса
- Самоанализ воспитательной работы в школе
- Духовно-нравственное воспитание
- Направления внеурочной деятельности и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу