Методы убеждения
Чтобы эффективно управлять людьми, необходимо хорошо их знать. Человек — чрезвычайно сложная, постоянно изменяющаяся система. Руководитель должен быть по долгу службы грамотным и всестороннее образованным человеком. Методы убеждения применяются к объектам управления с высокой степенью свободы, что делает задачу еще более трудной. Легче приказывать или экономически стимулировать, чем убеждать.
Методы убеждения в управлении основаны на исследовании психологического портрета личности, мотивации ее потребностей, составляющих физиологические, духовные и социальные нужды. Структура и объем потребностей определяются характером, образованием, социальным положением и ценностями личности.
Каждый сотрудник требует к себе индивидуального подхода. Чтобы умело убеждать сотрудника в необходимости качественно, в срок и с наименьшими затратами выполнить задание, субъекту управления следует знать психологические установки личности как объекта управления.
А.Г. Ковалев в работе “Коллектив и социально-психологические проблемы руководства” (М., 1975) приводит понятие “убеждение” и требования к нему.
Убеждение — это воздействие, которое затрагивает ум и эмоции в их единстве, изменяет неправильные взгляды, отношения, формирует новые, соответствующие требованиям науки и моральным требованиям общества.
Чтобы убеждение как метод воздействия было максимально действенным, оно должно удовлетворять ряду требований.
- При убеждении необходимо быть объективным.
- Чтобы убедить, надо полно раскрыть вопрос, рассмотреть все его аспекты и тем самым устранить возможные возражения и сомнения.
- Содержание и форма убеждения должны отвечать уровню развития личности, иными словами, убеждающая беседа должна быть доступна для понимания.
- Убеждение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей человека. Прежде всего, необходимо знать истинную жизненную позицию или отношение к поставленному вопросу.
- Убеждение должно быть последовательным, логичным, максимально доказательным.
- Убеждение должно содержать как обобщающие положения (принципы и правила), так и конкретные факты, примеры.
- При убеждении необходимо анализировать факты, известные собеседникам.
- Убеждающее воздействие должно быть эмоциональным, побуждать к различным переживаниям.
К конкретным способам изучения и применения результатов в процессе управления относятся:
- мониторинг социально-психологических процессов для нахождения объекта и предмета убеждения;
- моделирование социально-психологических процессов для нахождения оптимальных параметров предмета убеждения;
- психотехнологии по реализации рекомендаций моделирования социально-психологических процессов;
- моральное стимулирование сотрудников за качество и эффективность работы.
Рассмотрим коротко сущность этих методов.
Мониторинг социально-психологических процессов — постоянное непрерывное наблюдение за коллективом и его членами с целью: установления параметров психологического портрета личности, ее мотивов и ценностей; нахождения путей удовлетворения физиологических, социальных и других потребностей личности; поиска методов и средств убеждения личности и коллектива в необходимости выполнения работ качественно, в установленные сроки, с минимальными затратами.
Психологический портрет личности характеризуется следующими компонентами:
- темперамент (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик);
- характер — отношение личности к другим людям, коллективу, обществу, самому себе, труду и вещам;
- способности общие и специальные;
- направленность, в основе которой лежит мотивация;
- интеллектуальность;
- эмоциональность (ум, воля, чувства или эмоции, настроение, стресс);
- волевые качества;
- общительность;
- самооценка;
- уровень самоконтроля;
- способность к групповому взаимодействию.
Изучение психологического портрета личности позволит установить мотивы ее поведения, ценности, которыми она руководствуется. Методы изучения психологического портрета личности: тестирование, наблюдение, анкетирование и др. Результаты изучения психологического портрета личности используются для формирования психологически устойчивых коллективов; нахождения сильных и слабых черт психологического портрета личности; формирования мер по гармоничному ее развитию; разработки плана совершенствования организации труда.
Моделирование социально-психологических процессов осуществляется для нахождения оптимальных мер воздействия субъекта управления на объект в зависимости от его черт, мотивов и стимулов. Целью моделирования является обоснование программы гармоничного развития личности и плана совершенствования организации труда.
Методы моделирования социально-психологических процессов: физическое моделирование условий труда работников; логическое моделирование социальных процессов при помощи построения логических схем (структур), матриц, таблиц; экономическое моделирование параметров процессов на основе факторного анализа, фотографии рабочего дня, самофотографии, метода моментных наблюдений, корелляционно-регрессионного анализа и других методов.
Результаты моделирования, касающиеся психологических аспектов развития личности и коллектива, могут быть практически использованы с помощью таких методов психотехнологии, как дистанционное управление психикой, психотроника, психогенераторы, психотерапия и др.
Моральное стимулирование как метод убеждения работника в выполнении заданий качественно, в установленные сроки и с оптимальными затратами ресурсов основано на разработке и реализации совокупности мер поощрения и порицания. К основным способам поощрения относятся: одобрение хода работы; поддержка работника, не уверенного в своих действиях, с заниженным уровнем притязаний; похвала личности или коллективу за хорошие результаты работы путем выражения благодарности, награждения почетными знаками, грамотами, публикации в открытой печати и т.п.
Основные методы стратегического маркетинга указаны на рис. 5.5.
С перечислением общих методов исследования операций — прогнозирования, анализа и оценки, моделирования, являющихся едиными для большинства наук. Ниже на рисунке приведены специфические методы стратегического маркетинга, некоторые из которых применяются также в тактическом маркетинге, стратегическом планировании, стратегическом менеджменте и других экономических науках. В связи с тем, что стратегический маркетинг имеет свои особенности, в учебнике рассматриваются все упомянутые методы.
- Мотивация соблюдения концепции маркетинга и нормативов конкурентоспособности, выполнения стратегии организации
- Учет и контроль выполнения стратегии организации по срокам, качеству, затратам
- Сетевые модели и оперограммы в оперативном управлении
- Задачи и этапы оперативного управления выполнением стратегии организации
- Тенденции развития технологий и их классификация
- Экспертиза инновационных проектов
- Основы инновационного проектирования
- Патентно-лицензионная деятельность инновационной организации
- Задачи, принципы НИОКР
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу