Многоуровневый характер педагогического общения

Процесс общения в реальной жизни, как правило, осуществляется не на одном, а на нескольких уровнях. При этом один из партнеров может быть не заинтересован в том, чтобы проинформировать другого о своих истинных намерениях. Например, манипулятор может так скрывать свои манипуляции, что у собеседника может возникнуть впечатление, что их общение протекает без ухищрений и уловок, без манипуляций, т. е. на игровом или деловом уровне.

Интересно
Более глубокий анализ их взаимодействия может показать, что манипулятор прилагает немало усилий, чтобы замаскировать свои манипуляции и всеми своими средствами убедить партнера в деловых намерениях в общении с ним. Такое общение будет развертываться на нескольких уровнях одновременно: один уровень (деловой) будет явно выражен, а остальные – скрыты, завуалированы (манипулятивный, игровой). В отдельные моменты их взаимодействия возможно изменение явного и скрытых уровней.

По характерным признакам поведения партнеров можно с определенной степенью уверенности говорить об уровне, на котором они общаются, либо об уровне, на котором стремится общаться тот или иной партнер. Обычно опытный педагог хорошо чувствует, что ученики пытаются манипулировать им либо уходят от откровенного разговора путем использования различных масок. Понимание особенностей общения на различных уровнях необходимо педагогу для осознанного включения в процесс взаимодействия с воспитанниками и управления этим процессом. Для этого педагог должен задумываться над такими вопросами: Почему ученик задает тот или иной вопрос? Что им движет? Чего он хочет? Как подобрать нужные слова для ответа ученику?

При этом важно понимать, что коммуникативные мотивы ученика могут принципиально различаться: это может быть стремление получить информацию о том, что его действительно волнует, что имеет значение для его жизни (возможно, что и не по теме урока), или желание набрать дополнительные очки в глазах одноклассников за счет оригинального острословия, за счет того, что педагога удалось поставить в неловкое положение и загнать в тупик благодаря тому, что сумел увести урок в другое русло.

В первом случае учитель имеет дело с любознательным активным учеником. И поскольку он обращается с искренним вопросом, возможно и не вполне уместным на уроке, педагог может ответить сразу или после урока. Во втором случае ученик предстает в маске шута, остряка. Если отвечать маске, то можно попасть в расставленные сети и, вероятнее всего, стать объектом насмешек и ученика-шута, и всего класса. Чтобы не ошибиться, педагог должен суметь рассмотреть маску, понять ее назначение и найти адекватные способы реагирования.

При этом не надо стараться переиграть ученика, чтобы унизить его в глазах класса, сделав объектом всеобщих насмешек. Необходимо дать возможность всем учащимся почувствовать ненужность, необязательность использования маски, перевести коммуникацию на другой, более высокий уровень, демонстрируя детям высокие образцы культуры общения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)