Особенности дистанционного обучения

Ситуация, вызванная распространением новой коронавирусной инфекции, создала необходимость проведения дистанционного обучения студентов вузов. Большинство преподавателей впервые столкнулись с необходимостью такого способа преподавания и технологиями дистанционного обучения. Сразу встала необходимость в выборе подходящей платформы обучения.

Выбор известного и доступного программного обеспечения и платформ для проведения вебинаров будет следующим:

  • Webinar.ru;
  • BigBlueButton;
  •  Zoom;
  • Skype;
  • Discord и другие.

Очевидно, что для использования всех данных программ или плат- форм требуется персональный компьютер или ноутбук снабженный видеокамерой и микрофоном и для некоторых вебинарных платформ требуется использование современной операционной системы, установленной на компьютере, и для некоторых платформ есть ограничения на используемый в момент соединения браузер.

Так, в частности, открытое программное обеспечение для проведения веб-конференций BigBlueButton критична к используемым браузерам. При выборе программного продукта следует обратить внимание на те возможности, которые он предоставляет.

К основным из них можно отнести следующие:

  1. устойчивое соединение с достаточно большим количеством студентов;
  2. возможность одновременной видеосвязи;
  3. наличие списка присутствующих на дистанционном занятии;
  4. средства для организации текстового чата со студентами;
  5. возможность показа презентации любого участника дистанционного занятия;
  6. наличие возможности демонстрации экрана компьютера для показа видеофрагментов или работы какой-либо специализированной программы для проведения, например, лабораторного занятия;
  7. возможность видеозаписи занятия, например, для повторного ознакомления обучающихся с некоторыми материалами или для других целей;
  8. наличие платного обслуживания за какие-либо возможности.

После того как преподаватель определился с выбором программного продукта, возникает вопрос выбора методики проведения занятия. Она также может быть различной и рассмотрим следующие наиболее распространенные варианты:

  1. преподаватель устанавливает компьютерное оборудование у доски и проводит занятие в привычном режиме, даже используя обычный мел, либо интерактивную доску или графический планшет. Этот вариант требует наличия достаточно качественной видеокамеры, чувствительного микрофона и других специальных приспособлений;
  2. преподаватель загружает приготовленную заранее презентацию занятия и объясняет тему занятия с ее помощью. Это, к сожалению, требует достаточно много времени для подготовки подобной презентации, особенно если она содержит много рисунков, графиков или формул.

Но главная проблема преподавателя при всех перечисленных вариантах ведения занятия заключается в обратной связи от студентов. По- скольку преподаватель, как правило, не видит реакции всех студентов и возникает проблема в оценке степени понимания материала обучающимися.

Здесь проще всего установить хотя бы аудиосвязь с обучающимися и постоянно контролировать степень понимания излагаемого материала, задавая контрольные вопросы по ходу проведения занятия. Отсутствие правильных ответов может насторожить преподавателя и возможно какую часть материала потребуется изложить повторно, попытавшись дать материал в более доступной форме и приводя простые примеры из практической деятельности.

Самая сложная часть в дистанционном обучении студентов, особенно по техническим направлениям подготовки возникает при проведении лабораторных занятий. При не дистанционном формате обучения студенты выполняют лабораторные работы, как правило, на специализированных лабораторных стендах в учебных лабораториях.

Как же быть при дистанционном обучении? Следует заметить, что программных продуктов, позволяющих математически моделировать физические процессы  стало вполне достаточно. Но это накладывает на преподавателя и студента дополнительные требования к знанию подобного программного обеспечения.

Достаточное количество программных продуктов позволяют моделировать учебные задания, невысокой сложности, бесплатно.
Поэтому организовать процесс выполнения лабораторных работ с помощью моделирующих физические процессы программных продуктов вполне реальная задача. Конечно, здесь мы сталкиваемся с дополнительной проблемой, как для преподавателя, так и для обучающегося.

Преподавателю необходимо под- готовить методический материал для проведения лабораторных работ в виртуальной среде. Для этого он должен обладать широким спектром компетенций, касающихся использования различных программных продуктов. Это подталкивает преподавателя к прохождению специализированных курсов повышения квалификации и постоянному слежению за появлением современных программных продуктов.

Преподаватель должен подготовить комплект заданий и самое главное дистанционно объяснить и лучше показать на отдельных примерах, как пользоваться выбранным программным продуктом, научить пользоваться виртуальными приборами и обрабатывать полученные данные.

Очевидно, что не все процессы, которые можно продемонстрировать в лабораториях возможно промоделировать, особенно, если там используется узкоспециализированное оборудование или работы ведутся с промышленным специальным оборудованием. Но многие лабораторные работы по устоявшимся техническим дисциплинам можно проводить с по- мощью моделирующих программных продуктов.

Это потребует, безусловно, дополнительных усилий и умений, как со стороны преподавателя, так и со стороны студента. Но в этом тоже есть своя польза.
В современном мире уже давно вновь разрабатываемое изделие часто моделируют с помощью специальных программ. Поэтому дополнительные навыки в моделировании будут востребованы у обучающихся в дальнейшем на производстве. Возникает вполне интересный вопрос о том, что способно ли дистанционное образование полностью заменить устоявшейся формы обучения.

Здесь с уверенностью можно сказать, что без практических навыков работы с реальным объектом невозможно получение качественного образования во многих сферах деятельности. При дистанционном обучении снижается качество обучения еще и по- тому, что контролировать непонимание или даже отсутствие желания понимать материал некоторыми студентами, становится гораздо сложнее, чем при очном контакте в аудитории.

Интересно
Не видя аудитории со студентами, сложно судить об интересе большинства обучающихся к рассматриваемых на занятиях вопросах. Конечно, для привлечения внимания студен- тов, можно при изложении материала приводить больше интересных примеров из реальной жизни, но это тоже не ласт того результата, как при общении «глаза в глаза» в одной аудитории.

Поэтому дистанционное обучение можно рассматривать в основном в качестве дополнительного способа обучения студентов. Но умелая организация дистанционного обучения, безусловно, способна помочь получить необходимые знания для освоения отдельных частей образовательной программы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)