Понятие и система источников инвестиционного права

Что касается источников инвестиционного права, то они имеют определенную специфику, хотя к ним приложимы основные характеристики источников права в общей теории права.

Субъекты инвестиционного права, согласуя свои интересы путем юридического закрепления своих прав и обязательств, определяют не только правовую природу и содержание инвестиционных норм, но и внешнюю форму их существования.

По мнению других авторов, правовая природа источников права заключается не только в способах и формах закрепления правил поведения участников инвестиционно – правовых отношений. Не менее существенной, играющей принципиальную роль при раскрытии сущности данной юридической категории является властная обеспеченность формы выражения права, т. е. государственные и правовые гарантии применения и соблюдения данных предписаний, содержащихся в акте правотворчества.

Система источников инвестиционного права представлена следующими уровнями:

  • общепризнанные нормы и принципы международного права, а также международные договоры и соглашения с участием Российской Федерации, в части регулирования инвестиций и инвестиционной деятельности;
  • Конституция Российской Федерации;
  • федеральные законы, регулирующие вопросы инвестиций и инвестиционной деятельности, например, Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»; Федеральный закон от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»;
  • подзаконные акты, регулирующие вопросы инвестиционной деятельности, например, Указ Президента Российской Федерации от 01.07.1996 № 1008 «Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 17.09.1994 № 1928 «О частных инвестициях в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения», постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2016 № 1432 «Об инвестировании временно свободных средств публично-правовой компании», постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2015 № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности».

Важнейшую часть источников инвестиционного права составляют международные договоры и соглашения с участием Российской Федерации, в части регулирования инвестиций и инвестиционной деятельности.

В их числе можно выделить, например, двусторонние соглашения о взаимном поощрении и защите инвестиций, международные соглашения об устранении двойного налогообложения, двусторонние торговые договоры, договоры о поселении, договоры об экономическом и промышленном сотрудничестве, а также ряд международных конвенций и региональных договоров.

Так, в частности, двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений активно вошли в договорную практику в 50-60 годы 20 века. Их роль заключается в том, что они представляют собой специальный механизм правовых норм, обеспечивающий относительную стабильность воспроизводства и свободу движения капиталов, приток иностранных частных инвестиций в другие страны, предоставив им государственные гарантии, и в первую очередь от так называемых некоммерческих рисков. Российская Федерация участвует в более 60 международных двусторонних договорах по защите инвестиций (часть из них ратифицирована Федеральным Собранием Российской Федерации и приобрели полную силу).

Соглашения об избежании двойного налогообложения между государствами направлены на то, чтобы согласовать национальное законодательство с помощью договоров сторон в отношении налогообложения доходов и прибылей при инвестировании частного капитала в других странах и таким образом избежать двойного налогообложения инвестиций.

Важное значение в регулировании инвестиционных отношений играет Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и юридическими, физическими лицами другого государства, целью которой является разрешение на международном уровне споров между иностранными частными инвесторами и государствами, принимающими эти инвестиции (Россия ее подписала в 1992 году, но до сих пор не ратифицировала).

Следующим по важности источником инвестиционного права выступает Сеульская конвенция 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Россия подписала ее в 1992 году и с 29.12.1992 является полноправным участником данного агентства).

Значительную роль в регулировании инвестиционной деятельности играют международные региональные договоры, направленные на создание благоприятного инвестиционного климата (например, в рамках Европейского Союза).

Первым примером закрепления механизма либерализации режима движения капиталов на Европейском континенте было Соглашение о таможенном союзе между Бельгией, Люксембургом и Нидерландами 1944 г., которое привело в 1958 году к подписанию Договора о создании союза Бенилюкс. Положение о либерализации режима движения капитала содержалось также и в Договоре о Европейском экономическом сообществе. Маастрихтский Договор о Европейском союзе 1992 г. представил новые положения о либерализации режима движения капитала.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)