Понятие о педагогической деятельности
В обыденном значении у слова «деятельность» есть синонимы: труд, занятие дело. В науке деятельность рассматривается в связи с бытием человека и изучается многими областями знания: философией, психологией, культурологией, педагогикой и т.д.
Понятие «деятельность» определяется:
- как специфическая форма общественно-исторического бытия людей;
- как специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру;
- как способ существования и развития людей, целесообразное преобразование ими природной и социальной действительности.
Деятельность многообразна. Выделяют духовную и практическую деятельность, художественную и научную, репродуктивную и творческую, профессиональную и любительскую т.д. Различают разнообразные виды профессиональной деятельности.
Педагогическая деятельность как явление общественной жизни появилась вместе с появлением человеческого сообщества. Она востребована самой сущностью человека, поскольку ребенок довольно долго нуждается в помощи, поддержке, защите взрослых, специальном обучении и воспитании.
Содержанием педагогической деятельности является обучение, воспитание, развитие, образование детей, создание оптимальных условий для их взросления. Ее своеобразие состоит в том, что она является «метадеятельностью», то есть деятельностью по организации другой деятельности (деятельности учащихся).
Педагогическая деятельность представляет собой скрещение основных видов деятельности (М.С. Каган): познавательной (обучение и учение), ценностно-ориентационной (внедрение в сознание учащихся системы нравственных, правовых, эстетических ценностей), коммуникативной (без общения невозможно ни обучение, ни воспитание), художественной. А в целом все это – практико-познавательная деятельность, так как педагог в результате профессиональной работы развивает, преобразует, формирует личность.
Педагогическая составляющая есть в каждой деятельности, где предполагается общение людей. Профессионально-педагогическая деятельность осуществляется преднамеренно, только педагогами, имеющими педагогическое образование, в специально организованных образовательных учреждениях, при этом используются специальные формы (урок, занятие).
Профессиональная педагогическая деятельность есть система и последовательность целесообразных действий педагога, на правленных на достижение поставленных целей путем решения педагогических задач.
Профессиональная педагогическая деятельность:
- целенаправленно обогащает мотивационно-потребностную сферу личности;
- обучает определенным умениям и навыкам;
- развивает способности.
Итогом педагогической деятельности являются обученность, воспитанность, уровень развития личности.
Деятельность родителей по воспитанию детей в семье, а также воспитательная деятельность всех людей, не имеющих специального педагогического образования, является общепедагогической.
Основные признаки педагогической деятельности:
- она носит преднамеренный характер и отделена от повседневной жизнедеятельности ребенка;
- эта деятельность преследует определенную цель: научить ребенка чему-либо, воспитать его, развить способности, мышление, память, воображение;
- цель педагогической деятельности во многом определяет содержание обучения, воспитания, образования;
- ею занимается специальный человек, обладающий необходимыми знаниями и умениями;
- для ее реализации существуют определенные формы (урок, занятия и др.);
- ребенок обычно тоже понимает «особый», серьезный характер этой деятельности – он включается в особые отношения с педагогом (это отношения деловые, регламентированные);
- результаты обучения могут быть проверены (знания и умения), результаты воспитания – менее очевидны, в силу многофакторности воспитательного воздействия и отдаленности результата воспитания по времени;
- хороший педагог не ограничивается строго регламентированной деятельностью, а использует самые разные возможности своего влияния на ученика: неформальные беседы, доверительные разговоры, обсуждение волнующих ученика проблем, совет, поддержку, помощь.
Имея много общего с другими видами деятельности, педагогическая отличается от них некоторыми особенностями.
Особенности обозначенные в педагогической литературе:
- Объект педагогической деятельности (индивид, группа, коллектив) активен. Он стремится взаимодействовать с субъектом (педагогом), отзывается на оценку результатов деятельности, способен к саморазвитию, к творчеству.
- Объект педагогической деятельности пластичен (изменчив), поддается влиянию субъекта. Он постоянно развивается, меняются его потребности, ценностные ориентации, интересы, а значит мотивы деятельности и поведения.
- Динамична, изменчива и сама педагогическая деятельность, поскольку ее субъект (педагог), учитывая меняющуюся ситуацию, ищет оптимальный вариант педагогических действий и средств педагогического воздействия на объект воспитания.
- Результат педагогической деятельности может расходиться с намеченной целью, поскольку на развитие индивида оказывают влияние и нерегулируемые факторы (окружающая социальная и природная среда, наследственные данные, СМИ) и т.д.
- Предмет и результат педагогической деятельности представляют собой не вещественный, а идеальный продукт, который не всегда наблюдаем впрямую.
- Педагогическая деятельность это деятельность преемственно перспективная. Субъект организуя ее опирается на предыдущий опыт и ориентируется на будущее, прогнозируя его.
- Педагогическая деятельность имеет поисково-творческий характер. Эта особенность вызвана рядом причин: активностью объекта деятельности, многофакторностью влияний на объект, постоянной переменчивостью условий и обстоятельств, в которых осуществляется педагогическая деятельность.
Специфической чертой педагогической деятельности является и ее совместный характер, поскольку в учебном процессе всегда участвуют два активных субъекта – учитель и ученик. К тому же совместный характер педагогической деятельности проявляется и в том, что ученик в процессе обучения взаимодействует не с одним педагогом, а с целой группой учителей. В свою очередь, педагогическая деятельность группы учителей будет наиболее оптимальной, эффективной, если тоже будет носить совместный, согласованный характер.
Особенность профессиональной педагогической деятельности состоит в том, что по содержанию:
- это преобразовательная деятельность, на правленная на позитивное изменение в уровне знаний и личностных качеств воспитанников;
- это коммуникативная деятельность, включающая непосредственное и опосредованное взаимодействие с учащимися;
- это ценностно-ориентационная деятельность, направленное на формирование системы социальных ценностей учащихся.
Педагогическая деятельность трудна и уникальна, она имеет сложную организацию и динамическую структуру. В качестве структурных компонентов любой деятельности, в том числе и педагогической, выделяют «мотив, цель, действия (операции), результат» (А.Н. Леонтьев).
Мотивы педагогической деятельности могут быть разные (например, мотив власти, как потребность в доминировании). Однако большинство исследователей считают, что доминирующим мотивом педагогической деятельности является забота о развитии личности, содействие продуктивному проживанию детства.
Цель педагогической деятельности – явление историческое. Она формируется как отражение тенденции социального развития. Предъявляя совокупность требований к современному человеку с учетом его духовных и природных возможностей, в ней заключены с одной стороны, интересы и ожидания различных социальных и этнических групп, а с другой – потребности и стремления отдельной личности.
Основными объектами цели педагогической деятельности считают воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности позволяет решить такие социально-педагогические задачи как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.
Интегральной и системообразующей характеристикой деятельности педагога считают его личностную центрацию.
Выделяют семь основных центраций (А.Б. Орлов), каждая из которых может доминировать в педагогической деятельности в целом и в конкретной педагогической ситуации:
- Эгоистическая —центрация на интересах своего «Я».
- Бюрократическая —центрация на интересах (требованиях) администрации, руководства.
- Конфликтная (центрация на интересах коллег).
- Авторитетная —центрация на интересах (запросах) родителей.
- Познавательная —центрация на требованиях программы и средств обучения.
- Альтруистическая —центрация на интересах (потребностях) учащихся.
- Гуманистическая-центрация на интересах (проявлениях) своей сущности и сущности других людей(учащихся, их родителей, коллег).
Гуманистическая центрация обеспечивает самую перспективную позицию педагога в образовательном процессе.
Основными видами педагогической деятельности является преподавание и воспитательная работа.
Преподавание – специальная деятельность учителя, направленная на управление преимущественно познавательной деятельностью учащихся.
Воспитательная работа – это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников.
Преподавание и воспитательная работа взаимосвязаны. Обучая, учитель в то же время воспитывает. Воспитание невозможно без обучения.
Кроме этих основных видов педагогической деятельности также выделяют: деятельность по самообразованию и самовоспитанию; управленческую деятельность; организаторскую; методическую; внешкольную; научно-исследовательскую.
- Особенности музыкально педагогической деятельности преподавателя музыки
- Компетентностный подход в подготовке учителя музыки
- Профессионально обусловленные требования к личности педагога музыканта
- Преподаватель музыки
- Профессия учителя-педагога
- Культура самообразования и самовоспитания преподавателя музыки
- Непрерывное образование как средство самосовершенствования педагога
- Роль музыкального искусства в образовании человека
- Новая образовательная парадигма
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу