Понятие риторики

Публичная, или ораторская, речь — открытое выступление на общественно значимую тему, адресованное достаточно большому или очень большому количеству людей.

Американский ритор Пол Сопер писал: «Одних ораторов можно слушать, вторых — нельзя слушать, третьих — нельзя не слушать».

Стать оратором, которого «нельзя не слушать», поможет риторика — наука о законах подготовки и произнесения публичной речи. Это не просто наука о способах передачи информации посредством устного слова, а свод законов и правил, обеспечивающих действенность, убедительность речи, превращающих слово в средство влияния на других людей.

Часто о риторике говорят как об ораторском искусстве. В античности риторику называли «царицей всех искусств» и связывали с поэзией и сценическим мастерством.

Одно из первых дошедших до нас определений риторики принадлежит Аристотелю, который считал, что «риторика — способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Именно такого взгляда на риторику как науку об эффективности речевого воздействия на аудиторию придерживались и другие греческие риторы и учителя риторики: Исократ, Платон, Демосфен, Гесиод, Горгий Леонтинский и др.

В римской же традиции понимание риторики стало иным в связи с историческими и идеологическими изменениями в жизни общества. В период республиканского, демократического Рима в нем господствовали эллинистские традиции, нашедшие отражение в трактатах Цицерона. Во времена Римской империи риторика стала пониматься не как наука об умении говорить убедительно, а как искусство говорить красиво. Наиболее полно такое понимание риторики нашло отражение в трудах Марка Фабия Квинтилиана, написавшего «Двенадцать книг риторических наставлений», которые посвящены теории тропов и фигур речи и мысли. В дальнейшем на первое месте в риторике выходит интерес к форме (стилю). Функция «говорить убедительно» заменяется другой функцией — «говорить красиво» (риторика — наука о прекрасной речи).

Интересно
Таким образом, риторика получила статус и науки, и искусства, который она сохранила и по сей день. Риторика как наука изучает законы и правила речевого поведения в разных жанрах и условиях коммуникации. Риторика как искусство предполагает мастер-ство публичного выступления, совершенствование речевых способностей человека.

Во второй половине ХХ в. после довольного длительного забвения риторика переживает подъем, возникает неориторика. Термин подчеркивает преемственность неориторики по отношению к риторике классической, античной. Античная риторика представляет собой целостную программу создания текста — от замысла до воплощения.

Неориторика сосредоточена на самом тексте, на тех его качествах, которые позволяют слову становиться мощным инструментом воздействия на разум и чувства человека, а следовательно, — средством влияния на его мировоззрение и поведение. В узком смысле слова термин «неориторика» употребляют как синоним теории аргументации.

В неориторике можно выделить два аспекта: риторику текста, изучающую его коммуникативные качества, и риторику
межличностного общения, включающую основные принципы использования речевых средств в общении.

Неориторика опирается на достижения многих современных наук, например, теории коммуникации, психолингвистики, теории текста, стилистики и др.

Современная риторика чаще рассматривается как наука, иногда ее определяют как «теорию убеждающей коммуникации». Оба подхода оправданы: человеческое мышление осуществляется в двух формах — логической и образной, им соответствуют две разновидности познания — наука и искусство, и они взаимно дополняют друг друга.

Ораторская речь являет собой эмоционально-интеллектуальную разновидность творчества, воплощаемого посредством живого слова: она одновременно воздействует на сознание и на чувства человека.

В античности на риторику смотрели и как на часть системы знаний, как на способ познания и толкования сложных явлений жизни. Она опирается на категориальную систему других наук, использует их данные. Цицерон полагал, что стать выдающимся оратором может лишь тот, кто владеет тремя необходимыми для красноречия данными: талантом, навыком и знаниями, причем последние важнее всего, так как первенство принадлежит образованному оратору. Литературу, историю, право и философию (особенно такие ее части, как логика и этика) Цицерон считал наиболее важными предметами в образовании оратора.

Развитие эта мысль получила в работах М. В. Ломоносова. Он определяет красноречие как «искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». Чтобы достичь мастерства, указывает далее Ломоносов, «требуется пять средств: первое — природные дарования, второе — наука, третье — подражание авторов, четвертое — упражнение в сочинении, пятое — знание других наук». Под «наукой» понимается собственно риторика, а среди других наук — в первую очередь история и этика.

Эти требования и сегодня не утратили актуальности, список необходимых оратору наук пополняется с учетом современных представлений о риторике и ее месте в системе духовных ценностей, а также с учетом появления новых дисциплин.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)