Понятийно-категориальный аппарат психологии

Категориальный анализ. Распад психологии на ряд школ и направлений привел к тому, что каждая из них сосредоточила свои усилия на разработке одной из сторон психической реальности, стремясь именно ее представить в качестве основы, базиса, на котором можно воздвигнуть все здание психологической науки по образу и подобию мощных философских систем Гегеля и Маркса.

Так, например, Г. Гегель в «Науке логике» (1812) с позиций объективного идеализма раскрывает «абсолютную идею» в ее всеобщем содержании в виде системы категорий, начиная от самых общих и бедных определений — «чистое бытие», «небытие», «наличное бытие», «становление», «качество», «количество», «мера» и т. д. — и заканчивая конкретными, т. е. многообразно определенными, понятия- ми — «действительность», «химизм», «организм», «познание» и др.

К. Маркс в «Капитале» (1866–1867, т. I) уже с диалектико-материалистических позиций анализирует систему капиталистического производства и начинает с товара — этой простейшей экономической конкретности, который, будучи началом всего процесса капиталистического воспроизводства является и концом, следствием совокупного движения системы в целом.

При этом развертывается система категорий: «стоимость», «потребительная и меновая стоимость», «конкретный и абстрактный труд», «прибавочная стоимость», «законы капиталистического накопления» и т. д.

Таким образом, каждая наука оперирует своими категориями, вырабатывает свой понятийно-категориальный аппарат, который образует внутренне связанную систему, призванную объяснить объективную реальность, выявить закономерности и механизмы ее функционирования.

Сложившийся в науке в форме определенной парадигмы понятийно-категориальный аппарат позволяет «видеть» на различную глубину исследуемую реальность, каждый объект которой воспринимается в континууме его пространственно-временных, количественно-качественных, информационно-энергетических и других характеристик.

Психология как самостоятельная наука, возникшая на стыке философских и естественнонаучных проблем: о соотношении души и тела (психофизическая проблема); сознания, мысли и мозга (психофизиологическая проблема); механизмов функционирования психического и телесного (физиологического и психофизиологического) свой категориальный аппарат формировала под влиянием философии и естественных наук о человеке.

Но, чтобы познать природу психического, законы, которым она подчинена, овладеть ими на практике, нужен специальный категориальный аппарат, дающий видение психической реальности, отлич- ной как от физической, так и от биологической и социальной.

На примере эволюции предмета психологии было показано, что и как в разные исторические эпохи подразумевалось под предметом, через систему каких понятий раскрывалось его содержание и закономерности функционирования психического.

Психология, как и другая наука, осваивала сферу своих явлений исторически, поэтапно и логически, структурно-содержательно, с различных сторон.

Разнообразие же подходов, разобщенность школ и направлений объясняется тем, что каждое из них сосредоточивалось на выявлении одной основы, базиса, «первокирпичика», отталкиваясь от которых мыслилось развернуть и обосновать всю систему психологического знания.

На смену понятию «душа» и понятиям, которые раскрывали ее природу, локализацию в теле человека, механизмы ощущений, мышления, побудительные силы, аффекты и др., в философские учения, начиная с Нового времени, приходят категории «сознание», «мотив», «бессознательное», «поведение», «деятельность».

В экспериментальной психологии, начиная с В. Вундта, категория «сознания» и связанная с ней категория «образ» становятся базовыми, поскольку они опираются на физиологию органов чувств, продуктом деятельности которых служат элементарные психические образы — ощущения, восприятия, эмоции, данные сознанию в непосредственном опыте.

В противовес элементам  сознания  структурной  психологии  В. Вундта (1832–1920) американская функциональная психология (В. Джеймс (1842–1910), Д. Дьюи (1859–1952), Д. Энджелл (1869–

1949) и др.) сосредоточилась на функциях сознания. Цель психологии не в выявлении элементов сознания, а в изучении функций приспособления сознания (психики) к условиям окружающей среды (В. Джеймс).

Функция сознания — совершенствование адаптивных способностей организма, и цель психологии есть изучение того, как психика помогает организму приспосабливаться к окружающей среде (Д. Энджелл).

Однако логика науки, стремление к объективному анализу психики и мира психических явлений под влиянием философии позитивизма требовала перейти от исследования внутреннего мира, субъективных идей и актов, как они даны в сознании человека, к объективному их рассмотрению, т. е. как они реализуются в поведении и деятельности, обеспечивая взаимодействие организма с окружающей средой.

Преодолевая «атомистический», структурный анализ сознания вундтовской школы гештальтпсихология экспериментально доказала, во-первых, целостность образа восприятия и мышления (а также вышла на проблему инсайта — мысленного озарения), во-вторых, зависимость от них поведения организма в целом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)