Принципы организации и деятельности органов и институтов Европейского союза

Принципы институциональной структуры ЕС находились в центре внимания уже при построении Европейских сообществ. Порядок формирования внутренней организации институтов ЕС, их место, роль закреплены в учредительных договорах ЕС и в специальных нормативных правовых актах ЕС. Особое место занимают регламенты каждого из институтов ЕС.

Выделяют следующие общие принципы организации и деятельности институтов ЕС:

  • сбалансированность;
  • единство;
  • пропорциональность и субсидиарность;
  • коллективность в принятии решений;
  • открытость и прозрачность.

Общие принципы определяют роль, предназначение, место каждого из институтов ЕС в реализации задач и целей европейской интеграции. Сбалансированность институтов и органов межгосударственного (межнационального) и наднационального характера.

К числу межгосударственных органов относятся Совет ЕС и Европейский Совет. Они состоят из официальных представителей государств-членов, которые действуют как уполномоченные лица. Межгосударственные органы и институты ЕС обеспечивают согласование общеевропейских интересов (например, общая внешняя политика, политика безопасности).

К числу наднациональных органов относятся Европейская комиссия, Европейские Парламент и Суд ЕС. Данные органы формально независимы от государств-членов. В своей деятельности наднациональные органы обязаны руководствоваться интересами и правовыми предписаниями интеграционных образований. Государства-члены обязаны воздерживаться от дачи указаний и инструкций своим гражданам, занятым в наднациональных органах.

Интересно
Независимость обеспечивается наличием специальной присяги и досрочным прекращением полномочий. Статус наднационального органа, объем и порядок осуществления ими своих полномочий должны способствовать утверждению принципа сбалансированности институтов ЕС.

Принцип сбалансированности предполагает, что распределение полномочий и компетенции между институтами ЕС создает некое подобие системы сдержек и противовесов. Важнейшее значение имеет сотрудничество между ними. Общеевропейская практика подтверждает, что эффективность зависит от взаимодействия органов наднационального и межнационального характера.

Принцип пропорциональности имеет несколько аспектов проявления. Во-первых, ЕС должен осуществлять свои полномочия в соответствии и для достижения целей и задач, которые ставятся перед ним учредительными договорами. Во-вторых, каждый из институтов ЕС обязан действовать строго в пределах своей компетенции, которая определяется учредительными договорами и нормами вторичного права. При этом нарушение компетенции является основанием для признания соответствующих решений ничтожными.

Принцип субсидиарности означает, что в тех случаях, когда решение той или иной проблемы с большей эффективностью может быть достигнуто по уровню национальных государств-членов, интеграционные объединения должны воздерживаться от вмешательства в возникающие проблемы. В тех же случаях, когда проблема с большим успехом может быть решена на уровне ЕС, ее решение должно быть передано на уровень европейских интеграционных образований.

Принцип коллективности (коллегиальности) в обсуждении и принятии решений означает, что общей тенденцией права ЕС является постепенный переход к принятию ответственных решений квалифицированным большинством голосов, т.е. расширяется принцип большей открытости и прозрачности в принятии решений (демократические начала).

Принципы организации и деятельности органов и институтов ЕС по способу возникновения можно поделить на две группы:

1. Зафиксированные в учредительных договорах ЕС и возникшие официально вместе с ними:

  • принцип демократии;
  • принцип свободы;
  • принцип уважения прав человека;
  • принцип правового государства;
  • принцип равноправия граждан ЕС;
  • принцип свободного движения лиц, услуг и капиталов;
  • принцип свободного движения товаров;
  • принцип взаимных обязательств (ответственности государств-членов).

2. Общие правовые принципы, возникшие в результате повседневной деятельности ЕС (в том числе, деятельности Суда ЕС):

  • принцип правовой определенности, включающий в себя требование недопустимости обратной силы любых предписаний, которые ухудшают правовое положение юридических и физических лиц;
  • принцип верховенства права ЕС по отношению к национальному праву государств-членов;
  • принцип единства в отношении правовых норм государств-членов.

Принципы права ЕС по функциональному предназначению (целям) можно поделить на две группы:

1. Направляющие (программные) принципы, которые зафиксированы в учредительных документах ЕС:

  • принцип равенства;
  • принцип свободного передвижения товаров, лиц, услуг, капитала;
  • принцип открытой рыночной экономики.

Роль программных принципов состоит в том, что они формируют не только морально-политический фундамент ЕС, но и предопределяют основные направления развития ЕС.

2. Корректирующие принципы, которые формируются Судом ЕС и вносят определенные смысловые изменения, дополнения, «открывают» новые принципы при системе существующих. Например, принцип недискриминации конкретизировался через принцип свободного передвижения товаров, свободной конкуренции, принципа свободной торговли.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)