Программа развития Южного Федерального округа до 2006 г

В постсоветском экономическом развитии России вместо пятилетних планов большую роль стали играть «Программы развития.», а также прогнозы, разрабатываемые Минэкономики, начиная с 1992 г.

Интересно
Одним из успешных явились ежегодно обновляемые во всех субъектах Федерации «Программы обеспечения занятости» и «Программы социальной защиты населения». Кроме того, разрабатываются «Целевые комплексные программы» по тем или иным проблемным вопросам, разрабатываемые центральными экономическими органами.

Представляемая здесь федеральная целевая социально-экономическая «Программа развития «Юг России» является оригинальной разработкой, потому что в ней соединены практически все частные ФЦП по 13 субъектам ЮФО и добавлены существенные блоки из «Программы социально-экономического развития республик, краев и областей Северного Кавказа», разработанные под эгидой «Ассоциации Северный Кавказ».

В Программу развития Северного Кавказа интегрируются экономические и социальные проекты Астраханской и Волгоградской областей, а также ряд федеральных программ отраслевых министерств и ведомств.

На рабочих встречах с руководителями Правительства РФ, «первыми лицами» Минфина, Минэкономразвития, Минфедерации, Минтранса, РАО «Газпром», РАО ЕЭС России, «Роснефти», «Меж-регионгаза», МПС, Сбербанка России, Россельхозбанка и др. для осуществления экономических и финансовых задач создано 18 окружных структур, утверждено 9 уполномоченных от различных министерств.

Создаются межрегиональные службы по АПК, курортам, фонду имущества, казначейства и др.

Проект «Программы» прошел всестороннюю экспертизу заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и согласован с Главами Администраций (губернаторами) и Президентами 8 республик Юга России.

Утверждена СМ Российской Федерация (август 2001 г.) рассчитана на 5 лет до 2006 г.

Программа строится по четырем уровням:

  • первый -проекты межгосударственного значения (более 60 мероприятий);
  • второй — проекты общефедерального значения (свыше 150 мероприятий); третий – проекты межрегионального значения (включено 300 объектов и мероприятий); и, наконец, четвертый — проекты регионального развития (около 260 объектов и мероприятий).

Все эти уровни заложены в шести разделах программы и предусматривают приоритетное развитие топливно-энергетического, промышленного, транспортного, агропромышленного, курортно-туристического и социального комплексов.

Базовым для региона является топливно-энергетический комплекс (ТЭК).

В настоящее время на Юге России добывается 14 млрд. куб. метров газа и 11 млн т нефти. Добыча углеводородного сырья может быть значительно увеличена за счет разведочных работ, освоения богатейших ресурсов нефти и газа на акватории Каспийского моря и прилегающих территориях республик Дагестан и Калмыкия, а также Астраханской области.

Закладываемые в программе меры позволят увеличить добычу нефти до 30 млн т, газа до 40 млрд куб. метров.

Реконструкция нефтеперерабатывающих заводов в Краснодарском крае, Ингушетии, строительство дополнительных заводов в Ставропольском крае, республиках Дагестан, Калмыкия, Северная Осетия-Алания дадут гарантию полного обеспечения округа горюче-смазочными материалами.

Реструктуризация угольной промышленности и строительство новых шахт «Обуховская» и «Шерловская-На-клонная» акционерного общества «Донуголь» обеспечат увеличение добычи угля с 9 до 12—15 млн т в год. В программе закладываются меры по устойчивому обеспечению региона электрической энергией.

Предусматривается ввод генерирующих мощностей, имеющих межрегиональное значение, в том числе 2 блоков на Ростовской АЭС суммарной мощностью 2 млн кВт, проведение реконструкции трех существующих станций в Ставропольском крае и Ростовской области, строительство пяти электростанций, в том числе в республиках Дагестан, Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесия, КабардиноБалкария и в Краснодарском крае. Все это должно снять энергодефицитность Южного региона.

В программе достойное место занимает раздел о транспортном комплексе. Его проекты имеют межгосударственное значение и тесно взаимосвязаны с развитием экономики и социальной сферы региона.

К их числу относятся крупные экспортно-проводящие нефтеи газопроводы, транснациональные транспортные коммуникации, обеспечивающие транзитное движение грузов через территорию региона.

В частности, предполагается, что транспортировка нефти и газа по трансконтинентальным топливопроводам через территорию региона будет осуществляться не только по нефтепроводу «Баку — Новороссийск», но также по нефтепроводу Казахстан – Новороссийск и в обход Украины на участке Суходольная — Родионовская.

Планируется также сооружение газопровода через Черное море (проект «Голубой поток») по международному маршруту «Изобильное — Черное море — Анкара».

Общий объем нефти, прокачиваемый через территорию Южного региона в ближайшие пять лет, превысит 100 млн т в год. Для сравнения сейчас 40 млн т.

Здесь же планируется развитие транспортных коридоров по шести важнейшим транспортным маршрутам, исключающим параллельные ходы следования грузов.

Среди них:

  • международный транспортный коридор № 9: Хельсинки – Санкт-Петербург — Москва – Ростов-на-Дону -Новороссийск (Астрахань) с дублирующим железнодорожным ходом: Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар – Новороссийск и автомобильной магистралью Е-115 по тому же маршруту;
  • многофункциональный транспортный коридор Москва – Ростов-на-Дону – Минеральные Воды – Махачкала – Баку – Джульфа (Иран) и параллельно – автомобильной магистралью «Кавказ»;
  • транспортный коридор, связывающий Каспийское, Азовское и Черное моря и ряд других транспортных развязок, ввод которых почти на 15—20 дней сокращает доставку грузов и увеличивает объемы перевозок в 4 раза.

Эти и другие проекты включены в отраслевую программу Министерства транспорта Российской Федерации «Дороги России 21 века».

Дальнейшее развитие получат Азово-Черноморские и Каспийский морские порты, что почти в 2 раза увеличивает перевалку грузов судоходным транспортом. В частности, намечено продолжить строительство порта «Оля» в Астраханской области с подводом к нему железнодорожной ветки и т.д. Особое значение придается развитию агропромышленного комплекса.

Потенциальные возможности сельского хозяйства позволяют вдвое больше производить зерна, мяса, молока, яиц, других продуктов питания. Над этим сейчас работают специалисты АПК.

Планируемые в программе меры предусматривают не только увеличение производства, но и главное – укрепление материально-технической базы переработки сельхозпродукции через новые технологии и расфасовку товаров.

Значительные меры закладываются в программе по воспроизводству и сохранению биоресурсов бассейнов Каспийского и Азовского морей. Здесь предусматривается реконструкция осетровых рыбоводных заводов в республиках Дагестан, Калмыкия и Астраханской области.

Расширяются нерестилища маточного стада осетровых, других ценных пород рыбы в Ростовской и Волгоградской областях. Запланированы и другие мероприятия.

Осуществление этих мероприятий даст возможность обеспечить продовольствием всю европейскую часть России. Кардинальные преобразования предполагается осуществить в области промышленности.

В программе закладываются меры, обеспечивающие потребность сельского хозяйства в комбайнах, тракторах, минеральных удобрениях, горюче-смазочных материалах. Дальнейшее развитие получает строительная индустрия, станко- и автомобилестроение, оборонный комплекс Южного региона.

Важнейшее место в программе занимает раздел о курортно-туристском комплексе. Основные усилия в этой отрасли будут направлены на сохранение и развитие общекурортной инфраструктуры и жизнеобеспечения, развитие туристского комплекса в соответствии с требованиями, предъявляемыми к курортам федерального и мирового значения.

К концу 2006 г. необходимо иметь число мест круглогодичного пребывания до 118 тыс., обеспечить ежегодный прием не менее 15-20 млн отдыхающих и туристов, увеличить площадь охраняемых территорий до 400 тыс. га, улучшить инфраструктуру курортов Кавказских Минеральных Вод и Большого Сочи, построить горнолыжный комплекс на Красной Поляне, диабетический центр в Ессентуках, новый лечебный корпус санатория «Горный воздух», «Золотое кольцо Кавказа», другие объекты.

В социальном блоке к приоритетным задачам отнесены более 300 проектов. Это вопросы занятости и профессиональной подготовки трудоспособного населения, выравнивание уровня резко различающихся по социально-экономическому развитию субъектов Федерации округа, регулирование миграционных потоков, а также социальной защиты беженцев, вынужденных переселенцев и граждан, пострадавших в результате межнациональных конфликтов.

В соответствии с разработанной программой дальнейшее развитие получают:

  • культура — создание окружного центра культуры и искусства в городе Краснодаре, развитие творческих коллективов, проведение фестивалей, гастролей, конкурсов, смотров художественной самодеятельности;
  • наука – образование в городе Ростове-на-Дону Южного отделения Российской Академии наук, осуществление более 10 научных разработок в нефтегазовом, агропромышленном, транспортном и оборонном комплексах;
  • спорт – развитие различных видов спорта, в том числе по греко-римской и вольной борьбе, карате, футболу и автокроссу. В 2002 г. намечается проведение международных соревнований по самбов городе Ростове-наДону ;
  • средства массовой информации — создание и развитие единого информационного пространства в Южном федеральном округе;
  • связь — доведение уровня телефонизации в субъектах округа с 16 до 21 единицы телефонов на 100 человек.

По предварительной оценке в рамках Программы предполагается осуществить более 600 проектов на общую сумму свыше 150 млрд рублей.

Ее реализация позволит построить и реконструировать сотни объектов и предприятий, укрепить их финансовое состояние, создать более 1 млн рабочих мест, решить проблему с жильем для беженцев и переселенцев, утроить доходы работающего населения, увеличить перевозку грузов и перекачку нефти в 4 раза, поднять объем консолидированного бюджета округа в 3 раза.

Производственные ресурсы планируется мобилизовать и выстроить в вертикально-интегрированные финансовопроизводственно-торговые комплексы.

В целом, выполнение этой «Программы.» должно поднятьэк ономику Юга России, укрепить безопасность южных рубежей России, повысить благосостояние населения, а также привести к интеграции субъектов ЮФО в единый регионально-хозяйственный комплекс.

Некоторые итоги выполнения «Программы.» отражены в таблице 6.15.

Как видно из таблицы в соответствии с ФЦП «Юг России» в 2003 году работы были развернуты 232 проектных мероприятиях. Из 18 млрд. рублей освоено более 17,1 млрд рублей, или 95 % годовых объемов работ.

Из всех источников программа профинансирована на 16,7 млрд руб. Из федерального бюджета при годовом лимите 2,7 млрд руб., выделено 2,68 млрд руб. или 99,2 %.

Региональные бюджеты профинансировали 1,8 млрд руб., что составляет 98 % годовых обязательств.

За счет собственных средств предприятий, кредитов банков и инвестиций программа профинансирована в объеме 12,2 млрд руб. или 90 % годового плана.

Наиболее результативно программа была выполнена в Астраханской области (144 %), Республики Северная Осетия-Алания (126 %) и Краснодарском крае (101 %).

Хуже других освоение программных мероприятиях проходило в Республиках Кабардино-Балкарии (77 %), Ингушетии (64 %), а также Ростовской области (37 %).

По итогам года было введено в эксплуатацию 201 объект и пусковой комплекс, в их числе школы в Республиках Дагестан, Ингушетии, Северной Осетии-Алании, Ставропольском крае, общей емкостью 1000 учебных мест, водопроводы в Ростовской области и Краснодарском крае, газопроводы в Калмыкии и Астрахани, специализированная противотуберкулезная больница в г. Ростове-на-Дону, Волгоградский центр трансплантации почки и диализа, мостовой переход через реку Псоу в Краснодарском крае и многие другие проекты.

Интересно
Особый контроль был установлен за реализацией объектов социальной сферы. По программе в 2003 году были сданы в эксплуатацию 20 школ и 16 объектов и пусковых комплексов здравоохранения.

Важно подчеркнуть, что данные таблицы 6.14 касаются новой редакции Федеральной Целевой Программы (ФЦП) утвержденной Правительством РФ № 310 от 29 мая 2003 года.

Программа развития Южного Федерального округа до 2006 г

Программа развития Южного Федерального округа до 2006 г

Федеральная целевая программа «Юг России» являлась своеобразным символом экономической политики Полномочного Представителя Президента. Однако исполнение ФЦП пошло не теми темпами, на которые рассчитывали ее разработчики.

При том, что из федерального бюджета средства на ее функционирование поступали в полном объеме, полпредству не удавалось обеспечить выделение предусмотренных программой средств из региональных бюджетов, а также интерес к программе частных инвесторов.

В итоге, в 2003 году, через год после своего утверждения в Полпредстве РФ, программа была заметно сокращена. Кроме того неэффективной оказалась практика проведения международных инвестиционных конкурсов, организованных тогдашним полпредом в Мадриде и Берлине: привлеченные в регион инвестиционные ресурсы оказались несопоставимыми с затратами на их проведение.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)