Социализация или генетика: что сильнее действует на человека

Человек – не только существо разумное, но и социальное. Он живет в обществе и в определенной мере не способен жить без него.

Например, когда Робинзон Крузо оказался на необитаемом острове, его спасла надежда вернуться в человеческое общество, он выжил, ибо применил те способы жизни, которым был научен. Но не надо путать взрослого Робинзона и маленького ребенка. Робинзон выжил, ибо уже имел опыт социализации.

Другое дело – маленький ребенок, который без опыта социализации, скорее, не выжил бы в тех условиях.

Что такое социализация?

Социализация понимается, как включение человека в общество, обучение его нормам жизни, которыми живет человеческое общество, передача ему социального опыта, накопленного другими поколениями.

Таким образом, социализация может пониматься как включение человека в социальную среду, как взаимодействие с другими людьми и институтами. Само человеческое поведение следует понимать как результат научений, как результат социализации.

Возникает вопрос: социализация свойственна только людям? Есть ли она у животных? Если нет, тогда откуда мы ее приобрели?

Внешнюю похожесть на социальные организации мы можем найти у пчел, муравьев, некоторых других насекомых: они живут коллективно, у них существует подобие разделению труда, социальным иерархиям.

Однако наука однозначно считает, что у животных, тем более у насекомых, нет социализации. Поведение животных, ведущих коллективный образ жизни, хотя и напоминает человеческое, на самом деле происходит под влиянием инстинктивных факторов.

Инстинкты – это биологические программы действий, которые руководят животными и определяют их поведение.

Инстинкты передаются по наследству из поколения в поколение. Другими словами, инстинкты предполагают однолинейное поведение животного, схема которого определена природой.

Все живые существа на планете можно представить в виде иерархической схемы, которая показывает зависимость эволюционной развитости существа и уровень его зависимости от природных инстинктов.

Чем выше живые существа поднимались по иерархической лестнице природы, тем менее зависимыми от инстинктов они становились.

Чем сложнее организм, тем труднее он приспосабливается к условиям жизни, тем длиннее у него оказывается период детства, во время которого происходит приспособление.

Насекомые вообще сразу рождаются взрослыми, им незачем приспосабливаться к условиям жизни, они сразу предназначены для нормального функционирования в той нише, которую отвела им природа. У птиц есть небольшой период детства, приспособления к жизни.

Интересно
То же – еще более длительный, до нескольких лет, у животных. У человека – наиболее длительный период детства и он, видимо, удлиняется: период юности, созревания, подготовки к самостоятельной жизни теперь отодвигается до 20-25 лет, тем самым, удлиняя человеческую жизнь, а период молодости также растягивается до 33-35 лет.

Чем примитивнее существо, тем большую роль в его жизни играют инстинкты. Получается, что если у насекомых инстинкты занимают все 100%, то у других живых существ их доля уменьшается.

Но чем они заменяются? Кто-то бы иронично сказал, неужели уменьшение зависимости от инстинктов автоматически увеличивает сознание? Конечно, нет.

У развитых животных (как, собственно, и у человека на ранних стадиях формирования личности) оно заполняется не сознанием, а так называемым приобретенным поведением, которое обеспечивается через научения.

Человек через научения способен не только повторять, но формировать что-то новое.

Развитые животные способны на научения (их можно научить), но они не способны передать этот навык другим особям.

Отклонения в их среде остаются единичными отклонениями, не закрепляются и не передается по наследству, ибо жесткие генетические ограничения постоянно восстанавливают прежнюю систему.

В этом смысле, если какое-то животное способно по-иному освоить научение, оно не перестает от этого быть генетически запрограммированным.

Так и специфическое влияние научения на отдельную особь не позволяет закрепить эту специфику и распространить на потомство.

Например, птица не ухаживает за потомством, когда все другие ухаживают: но из этого люфта, как когда-то было у человека, ничто новое не закрепляется и не передается по наследству, создавая новую форму существования. Этот возможный люфт в поведении отдельной особи не ломает генетически запрограммированную программу вида.

Интересно
Человек через обучение, через развитие умственных способностей, через речь уменьшает инстинктивную деятельность и усиливает сознание.

Соответственно, чем меньше инстинктов, тем выше роль и ответственность научения, родителей, тех, кто передает навык, умение.

Социализация – является главным инструментом включения человека в общества. Сегодня признано, что социализация должна проходить в течение всей жизни человека.

Однако наукой выявлена закономерность: генетические люди, которые не проходят начальные этапы социализации, теряют способность жить в обществе.

Таких людей называют феральными, или Маугли. В чем же дело? Оказывается, мало, хотя и чрезвычайно важно, иметь генетическую принадлежность к человеческому роду, надо успешно пройти процесс социализации, чтобы успешно жить в обществе.

Наш биологический аппарат не способен создать нормальную человеческую личность при отсутствии социального взаимодействия.

Следовательно, человеческие качества являются продуктом, как наследственности, так и социального взаимодействия. Это также говорит о том, что чем раньше начинается процесс социализации, включения человека в общество, тем лучше самому человеку.

При этом возможно межвидовое общение различных живых существ (например, человека и домашних животных), но оно не способно заменить общения внутри своего вида. И роль родителей в этом процессе чрезвычайно велика.

Существует также мнение, что в процессе индивидуального психического развития существует некий критический период – возраст до 7-9 лет, перевалив за который дети-магули (если они не были возращены в нормальную социальную среду до этого и их существование происходило в животной среде) окончательно утрачивают возможность обрести человеческий разум и навсегда остаются полулюдьми.

Если вернуться к параллели с животными, то, оказывается, животные очень многое могут: и любить, и дружить, и гневаться, и мириться, и помогать друг другу, и действовать совместно, сотрудничать.

В простейшей форме у некоторых высших животных существуют даже представления о правилах поведения. Правда, эти правила в основном опираются на генетическую основу и в лучшем случае им доступны простейшие элементы научения.

Однако никакое животное не способно постичь смысла поступков других особей, сознательно усвоить социальные нормы и ценности, передать их другим, организовать свое поведение в соответствии с новыми нормами и ценностями, особенно, когда существует выбор поступков (можно поступить так, а можно по-другому).

У животных не существует социализации, и без успешности этого процесса даже генетический человек не способен жить нормально в человеческом обществе.

Характерные особенности, которые заметили ученые:

  1. Когда ребенок человека оказывался на воспитании у животных, отмечалась закономерность: животные, стоящие на более низкой стадии развития, оказывались способны научить своим навыкам существо, стоящее на более высокой, чем они, стадии развития, но сами они были не способны усвоить элементы поведения высших существ. Другими словами, у более низких существ наличествуют природные ограничения в их развитии, в то время как более высокое существо способно опускаться до более низких форм существования.
  2. У животных передавать навыки и знания, опыт жизни можно только от старших к младшим, но не наоборот, т.е. обучение у животных носит всегда однонаправленный характер. У человека направленность обучения от старших к младшим также носит ведущий характер, но с годами жизни направленность может меняться, становиться двунаправленной. Младшие по возрасту могут в современной жизни многому научить старших по возрасту. У животных этого нет.

В вопросе, что сильнее – генетическое или социальное, ответ не может быть однозначным. В том случае, если у человека нет явных генетических отклонений, видимо, более сильным становится фактор социализации.

Ведь даже половой фактор в жизни человека в большей степени – результат социализации.

К примеру, человек рожден генетическим мужчиной, но его можно с детства одевать, как девочку, постоянно воспитывать по трафаретам воспитания девочки, и получится парадоксальная вещь: оставаясь генетическим мужчиной, он будет ощущать себя женщиной и в формах поведения стремиться быть таковым и, может быть, чтобы преодолеть с возрастом это противоречие, даже решится на изменение пола.

Конечно, совсем необязательно, что те люди, которые склоняются к изменению своего пола, то их непременно одевали в женское платье и якобы только в этом вся причина.

Конечно, здесь более сложные причины, но в поведении такого мальчика как-то закрепились, может даже несознательно навязанные или просто допущенные родителями и окружением определенные стереотипы поведения, не соответствующие общепринятым нормам.

Конечно, в этом процессе свою роль могла сыграть психологическая предрасположенность, но окончательную точку в развитии такого ребенка сыграл все же процесс социализации, который проходил как-то по-особенному. Не мало моментов, когда реально влияют оба эти фактора.

И, скорее всего, на самых ранних стадиях развитие человека больше, видимо, зависит от генетических факторов (примерно до 3 лет), но, по мере взросления (к 7-9 годам), роль генетических факторов слабеет и большую значимость приобретают факторы социальные, т.е. факторы, связанные с процессом социализации, в частности, и обучение, и воспитание.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)