Виртуальный эйкос

Смысл понятия «реальность» (лат. realis — вещественный) в том, что человек потенциально относится к окружающему его миру как к на­бору предметов, которыми он в состоянии манипулировать, т.е. как к вещному миру. Реальность — это освоенная человеком часть мироздания. Под манипулированием здесь понимается не только непосредственный физический контакт, но и перцепция (восприятие), а также осмысление.

Человек опредмечивает все, к чему прикасается, с помощью органов чувств и все, о чем мыслит. К реальности следует отнести не только мате­риальный мир, но и мир символов, образов и смыслов. Кроме реально­сти, мы обязаны признать также наличие ирреальности (низшая реаль­ность) и трансреальности (высшая реальность), психологическое отраже­ние которых совершается в форме предчувствия, предвосприятия, интуи­ции, инсайта, откровения.

Различение высшей и низшей реальности обу­словлено тем, что явления низшей реальности носят хаотизирующий, импульсивный характер, в основном инстинктивного витального свойст­ва. В то время как высшая реальность привносит в индивидуальный пси­хический мир новые планы духовного бытия.

Близким по смыслу является понятие «действительность». Одна­ко реальность и действительность не одно и то же. Действительность предполагает реальность действия, которое делает реальность объек­тивно (а не только субъективно) изменчивой.

Обитель человека — эйкос (oikus) является также вещью, может быть, важнейшей вещью для человека. Очевидно, эйкос не является чем-то незыблемым и постоянным:

  • во-первых, он для каждого свой;
  • во-вторых, отличный для каждого социума;
  • в-третьих, общечеловеческий эйкос XX века не такой, каким он был
    в XIX веке, а в XIX он был не такой, каким был до Рождества Христова.

Обитаемый мир, с одной стороны, находится в постоянном ста­новлении, а с другой — каждый человек одновременно существует во множестве эйкосов. Отсюда и появляется идея полионтологичности бытия, т.е. предположение об одновременном существовании во мно­жестве вещных миров. Потенциальная изменчивость эйкоса позво­ляет ввести понятие виртуального эйкоса.

Виртуальный эйкос — часть космоса (мира), которая осозна­ется при нахождении в настоящий момент времени как обитае­мая и отражается психикой в качестве освоенного психологиче­ского пространства (дома). Его размеры могут колебаться от фи­зических размеров человеческого тела и даже отдельных органов тела (когда, например, все внимание сосредоточено на физической боли) до обозримых мысленно бесконечных пределов Вселенной.

Означает ли виртуальный характер эйкоса, что понятие «дом» размывается и человек теряет ориентацию?

Подобное действительно происходит в измененных состояниях сознания, а также при некоторых психических заболеваниях. В норме же существует психический механизм, позволяющий отделять центр от периферии, т.е. чувствовать себя именно в том доме и мире, кото­рый является наиболее реальным в данный момент. Это механизм ак­туализации, который проще всего выразить принципом «здесь и те­перь».

Для его применения психика человека должна уметь ориенти­роваться в пространстве и во времени, следовательно, быть способной адекватно отражать пространственно-временные отношения реально­сти.

Но поскольку каждый актуализированный виртуальный эйкос задает свои пространственно-временные отношения, их отражение в психике достаточно сильно может отличаться от моделей этих фунда­ментальных категорий, предлагаемых натурфилософией и естествен­но-научным знанием.

Это отчетливо иллюстрируют, например, про­странственно-временная метрика сновидений, а также произведения художественного творчества. Всегда, когда человеческая психика фор­мирует образы пространства и времени, не используя при этом шабло­нов рационального знания, создается геометрия, существенно отлич­ная от эвклидовой и даже от геометрии Лобачевского.

Человек живет в обитаемом мире, а обитаемый мир — это не только освоенная, но и осмысленная реальность. Человек предпола­гает наличие смысла в том, что окружает его, будь то мебель в гости­ной или галактические созвездия.

Психика человека получает и обра­батывает информацию, поступающую извне, а результат обработки — новая информация возвращается в окружающую среду. Человек фор­мирует и регулирует свою деятельность, совершая действия и произ­водя вещи, которые отчуждаются от автора и погружаются в среду, что наполняет ее новыми смыслами. Так осуществляется информа­ционный обмен между человеком и обитаемым миром.

Следовательно, рассматривая эйкос, полезно выделить тот его функ­циональный компонент, который будет отвечать за психологическое взаимодействие с индивидуальной психикой. Речь идет о психо­информационной модели эйкоса.

В эту модель необходимо включить:

  • картину мира, представляющую сложную суперпозицию архе­типов, сформированных в филогенезе, образов объектов, сформиро­ванных в процессе прохождения жизненного пути (онтогенеза), обра­зов, взятых из социокультурной среды и родившихся в результате нау­чения (науки). В целом картина мира представляет многослойное поле символов, знаков, образов, смыслов, каждый из которых по отдельно­сти и в комбинации имеет свое значение и эмоциональную окраску;
  • поток новых фактов, независимо поступающих из естественно­го природного окружения и искусственной среды;
  • набор событий — реакций на человеческую деятельность, в том числе хозяйственную, научную, художественную и тому подобное;
  • информацию, поступающую в результате интерактивного обще­ния с другими людьми, культурными, научными, паранаучными и религиозными объектами;
  • независимый информационный поток, поступающий по каналам социальных коммуникаций из социокультурной среды.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)