Человек в процессах глобализации и многообразии культур

Современный мир ставит каждого человека перед лицом все новых проблем. Их источником являются, в частности, процессы глобализация в сфере финансов и торговли, науки, технологии, информации.

В значительно меньшей степени они захватывают область духовной культуры. Так что основа цивилизационных различий остается. А следовательно, остается вопрос о внешних источниках цивилизационных опасностей.

Интересно
Две основные проблемы во взаимоотношении цивилизаций возникли после Второй мировой войны: необходимость модернизации большинства стран третьего мира с целью преодоления отсталости и выхода из нищеты, во-первых, и сохранение ими своей идентичности в условиях экономической, технологической и культурной экспансии западной цивилизации – во-вторых.

Они породили разнообразные противоречия, существо которых в том, что без технологической и экономической помощи Запада осуществить модернизацию невозможно, а его помощь неизбежно сопровождается проникновением в эти страны западной массовой культуры, подрывающей местную, как более слабую. Это противоречие или решается разными путями, или обостряется.

Американский политолог С. Хантингтон уже в начале 1990-х гг. выступил с идеей, что прежние источники конфликтов и войн между государствами уходят в прошлое, а межцивилизационные противоречия остаются и могут стать источником столкновения цивилизаций.

Действительно, в послевоенный период было множество локальных вооруженных конфликтов, и в качестве примера он привел столкновения мусульман с их соседями, исповедующими другие религии. На границах исламской цивилизации всюду льется кровь, заявил он. Действительно, Индия и Пакистан, Израиль и Палестина, албанцы и сербы, Чечня, казалось, подтверждают эту точку зрения. Но все-таки вопрос так не стоит.

Причины каждого конфликта нужно изучать конкретно, но уже известное об этих причинах свидетельствует, что цивилизационные различия сами по себе значительной роли не играют. Мусульманских фундаменталистов, раздувающих «священную войну» против неверных, нельзя рассматривать как выразителей настроений всего исламского мира.

Особенно остро тема столкновения цивилизаций встала после террористических актов в США 11 сентября 2001 г. Террористы действительно объявили войну Америке. Но мировое сообщество расценило эти ужасные и бесчеловечные акции как вызов всему цивилизованному человечеству.

А американцы, начав антитеррористическую кампанию в Афганистане, заявили, что воюют против террористов и их пособников, а не против ислама и исламской цивилизации. Так что расширения конфликтов вплоть до столкновения цивилизаций жаждет именно фундаменталистский экстремизм —мрачное порождение средневековой ненависти к современному миру, его культуре, его технологическим достижениям.

Россия много потерпела от действий международного терроризма, который привлек финансовые и человеческие ресурсы для поддержки чеченской «Ичкерии» и ее наследников. Достаточно назвать захваты заложников, работорговлю, зверские расправы с пленными, нападения на Первомайск и Буденновск, агрессию в Дагестане, взрывы домов в Москве и других городах и, наконец, чудовищную акцию с захватом в столице концертного зала с сотнями зрителей. Так что Россия знает терроризм не понаслышке, а вполне реально.

С появлением международного терроризма возникла угроза мировой цивилизации. Существование этого невидимого врага означает, что человечеству еще не пришло время расслабляться. Поэтому угроза воспринята со всей серьезностью, и международное сообщество, включая большинство исламских стран, объединяется для борьбы с этим мировым злом.

Существенно то, что в условиях глобализации угроз резко усиливается значимость интегративных цивилизационных механизмов на мировом уровне. Раньше пределами отдельных цивилизаций не ограничивалось действие такого цивилизационного механизма, как рынок, но ныне этого уже недостаточно.

Возникла настоятельная потребность в интеграционных механизмах на межцивилизационном уровне, т. е. в создании системы не только региональной, но и глобальной безопасности.

Собственно, к этому выводу государства пришли уже после Первой мировой войны. Тогда была создана Лига Наций. Но она оказалась бессильной предотвратить Вторую мировую войну. Фашизм был первой в истории угрозой для всей мировой цивилизации. «Новый порядок» отбрасывал человечество в социокультурном отношении на тысячелетия назад.

Страны, разгромившие фашизм, извлекли из истории должный урок — появилась Организация Объединенных Наций, ставшая первым относительно действенным мировым политико-правовым интегративным механизмом с задачей укрепления международного сотрудничества, предотвращения и улаживания международных конфликтов. В ХХ в. человек столкнулся с новыми и на сей раз глобальными вызовами своему существованию в виде мировых войн, угрозы экологической катастрофы и ядерного уничтожения.

Ответом на этот вызов было появление различных международных организаций, движений, соглашений и т. д. как средств, с помощью которых общими усилиями люди стремились защитить себя и решить проблему. Перед лицом общей опасности люди объединялись, чтобы ее предотвратить.

Уже ХХ в. внес серьезный вклад в создание на мировом уровне институтов, необходимых для укрепления мира и безопасности. Чтобы избавиться от международного терроризма, парализовать исходящие от него угрозы обществу и личности, человечеству в XXI в. потребуется, видимо, еще дальше продвинуться в этом направлении.

Деятельность ООН была бы невозможна без международного права. Оно начало развиваться задолго до процессов глобализации как инструмент регулирования отношений между государствами, определяющий их поведение на международной арене.

Но глобализация повысила его значимость и расширила сферу его применения за счет различных конвенций, международных соглашений и договоров, обогатила новым содержанием.

Кроме того, — что очень важно — создание ООН означало появление надгосударственного учреждения, стоящего на страже выполнения всеми норм международного права. Иначе говоря, усилилась его действенность, ибо государства, нарушающие эти нормы, становились объектом применения санкций.

Интересно
Следует также отметить, что международное право весьма гуманно и демократично. Оно защищает суверенитет государства и права человека, охраняет ценности культуры и здоровье людей, ориентирует на решение экологических проблем, защиту окружающей среды, развитие человеческого потенциала.

К сожалению, в результате действий США над сложившейся в мире системой поддержания безопасности, основанной на принципах международного права, нависла угроза ее ликвидации. Итак, рынок как цивилизационный механизм уже многие столетия играет интегративную роль на межцивилизационном уровне. Значительно позже эту роль стало выполнять и международное право.

В условиях глобализации угроз, связей, проблем, процессов, их функция как интегративных механизмов обретает новые измерения и новые возможности, связанные с деятельностью международных учреждений.

Что же касается культуры, то здесь вопрос стоит по-другому. Культура остается формообразующим началом цивилизации и глобализации пока не поддается. Представление о западной массовой культуре как прототипе глобальной мне кажется не совсем адекватным. Я не понимаю вообще, зачем даже ставить вопрос о глобальной культуре.

Мы отошли от марксистского представления о слиянии в будущем наций и национальных культур как утопического и, я бы сказал, реакционного, ибо это слияние обеднит культуру человечества, приведет к большим духовным потерям.

Сейчас все настойчивее звучит мотив сохранения и развития многообразия культур, которые объемлет и включает в себя мировая цивилизация. Поэтому речь может идти о создании интеграционных межцивилизационных механизмов развития интеграционных процессов не на базе одной культуры, а о на основе диалога культур.

И реальная дилемма современного мира может быть выражена так: столкновение цивилизаций или диалог культур, ведущий к сближению народов и государств. Избежать столкновений и войн, весьма опасных, когда в мире существует оружие массового поражения, можно лишь объединенными усилиями и с помощью цивилизационых механизмов, эффективно действующих на локальном и глобальном уровнях, адекватных современным процессам технологического, социально-экономического и культурного развития.

Глобализация — процесс, который в принципе может быть направлен так, что начнет стирать существующие культурные различия.

Примером глобализации этого типа является безоглядная вестернизация, охватывающая и сферу культуры. Но та же глобализация может послужить созданию благоприятной почвы для диалога, взаимодействия и взаимообогащения культур.

За примером далеко идти не надо: глобальное развитие информационных связей открывает здесь необозримые возможности для взаимного ознакомления с особенностями различных культур, повышения уровня образования населения, развития интеллектуального и духовного потенциала общества и личности. Вместе с тем процессы глобализации порождают новые противоречия и ставят перед личностью, культурой, обществом новые сложные проблемы.

Европейская культура выработала идеал свободной деятельной личности, стремящейся к самоутверждению, развитию и творческой самореализации. С этой точки зрения мы привыкла рассматривать отношение личности и культуры. Но для всех ли цивилизаций приемлем этот идеал? Этого никто не сказал. Очевидно одно — многообразие культур, их мирная встреча друг с другом создает наиболее богатую и насыщенную среду для развития каждой человеческой личности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)