Драматический историзм культуры

В искусстве явно действует не схематизм восходящей лестницы с пройденными ступенями, но схематизм драматического произведения.

«Явление четвертое. Те же и… Софья…» С появлением нового персонажа (нового произведения искусства, нового автора, новой художественной эпохи) старые персонажи Гильгамеш, Софокл, Экклезиаст, Джотто, Сервантес, Ван Гог, Пикассо… не уходят со сцены, не снимаются и не исчезают в новом персонаже, в новом действующем лице.

Каждый новый персонаж выявляет, актуализирует, даже впервые формирует новые свойства и устремления в персонажах, ранее вышедших на сцену. Одно действующее лицо вызывает любовь, другое гнев, третье раздумье. Число действующих лиц постоянно изменяется, растет.

Даже если какой-то герой навсегда уйдет со сцены, скажем, застрелится, или в истории искусства такой-то автор выпадет из культурного оборота, его действующее ядро все же продолжает уплотняться, сама лакуна, разрыв обретают все большее драматургическое значение.

Такой схематизм художественной наследственности всегда сохраняет свои основные особенности, и схематизм этот коренным образом отличается от схематизма образования, развития цивилизации, человеческого рода, как бы их ни понимать.

Итак, в истории искусства:

  • история сохраняет и воспроизводит здесь персонажность слагающихся феноменов;
  • увеличение числа персонажей осуществляется вне процедуры снятия и восхождения, но в схематизме одновременности, взаиморазвития, уплотнения каждой художественной монады;
  • одновременность до… и после… означает в искусстве особый тип целостности, системности искусства как полифонической драмы.

И еще один момент, не прямо вытекающий из представленной театральной схемы, но органично с ней связанный. Исходный образ предполагает еще одно действующее лицо, точнее, некое многоместное множество действующих лиц. Это зритель, слушатель художественного произведения.

В театральном действе соучастие этого действующего лица особенно наглядно, но его действенное присутствие не менее необходимо, насущно, органично для любого произведения любой формы искусства. Зритель действует вместе с автором с самого начала, поскольку предусмотрен, задуман самим замыслом произведения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)